Любителям фитнеса
Спортивная одежда
 
Питание
 
Выбираем свою программу фитнеса
 
Лишние килограммчики

Профессионалам
Фитнес оборудование
 
Менеджмент и маркетинг
 
Союз инструкторcкого мастерства
 
Фитнес образование
 
Сервис
 
Питание для профессионалов
 
Для регионов

Система Orphus

Какие тренировки вы бы хотели добавить в Вашем фитнес-клубе?


Главная страница / Статьи

Право граждан на образование



powered by Google

Право граждан на образование

 
  • Каждый имеет право на образование.
  • Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  • Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  • Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ)
  • Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР».
  • Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается сознанием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.
  • Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.
  • Государство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке.
 
Система образования в Российской Федерации
 
  • Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения граждан в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
  • Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного ценза, которое удовлетворяется соответствующим документом.
  • Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
-          преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • правовых форм, типов и видов;
-          органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (ст. 8)
  • Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
  • Организационной основной государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования. (См. Федеральный закон от 10 апреля 2000года. «Об утверждении федеральной программы развития образования».
  • Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
  • Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.
  • Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
  • Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
  • В целях реализации права на образования граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
  • Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов
  • Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 5).
 Образовательные программы.
 
  • Содержания образования определяют образовательные программы определенного уровня и направленности.
  • В Российской Федерации образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
  • Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
  • К общеобразовательным относятся программы:
    • дошкольного образования;
    • начального общего образования;
    • основного общего образования;
    • среднего (полного) общего образования.
  • К профессиональным относятся программы:
    • начального профессионального образования;
    • среднего профессионального образования;
    • высшего профессионального образования;
    • послевузовского профессионального образования.
  • Содержание образования должно обеспечивать:
    • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
    • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
    • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
    • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
    • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
  • Обязательный минимум содержания образовательных программ устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
  • Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Федеральным Законом «Об образовании» и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом (ст. 9).
 Формы получения образования
 
  • Образовательные программы могут осваиваться в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
  • на дому – в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
  • Допускается сочетания различных форм получения образования.
  • Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт (ст. 10).
 Образовательные уровни
 
(образовательные цензы)
  • Образовательные учреждения выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
  • Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.
  • В Российской Федерации для школ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы):
    • основное общее образование;
    • среднее (полное) общее образование.
  • Лицам, не завершившим образование определенного уровня, выдается справка определенного образца (ст. 27).
  • Во всех имеющих аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка, как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами.
  • Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
  • Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности (ст. 6).
  • Воспитания и образование детей осуществляются родителями с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
  • Религиозные организации вправе в соответствие со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
  • По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы (Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях(Фз – 125, ст. 5).
 Права и социальная поддержка обучающихся
 
  • Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
  • Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
  • Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.
  • Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
  • Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируется уставом данного образовательного учреждения.
  • Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
  • Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждений в пределах государственных образовательных стандартов.
  • Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
  • В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
  • Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
  • Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.
  • Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
  • Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучении и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.
  • Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.
  • Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.
  • Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.
  • Категории отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.
  • Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
  • Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных компаниях и политических акциях не допускаются.
  • Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
  • Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.
  • Обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право: на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст.50).
 Охрана здоровья обучающихся
 
  • Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
  • Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
  • Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
  • Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.
  • Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
  • Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.
  • Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
  • Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51).
 Государственный контроль за качеством образования
 
  • Государственная аттестационная служба может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта.
  • Основаниями для направления рекламации являются:
-          решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения;
-          официальное представление отделения государственной аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения.
  • Решение о направлении указанной рекламации или об отклонении требований заявителей о рекламации принимается высшим органом государственной аттестационной службы и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ государственной аттестационной службы от направления рекламации может быть обжалован заявителями в суд.
  • Повторная, в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации. Возобновление государственной аккредитации осуществляется в том же порядке, что и ее получение (ст.38).
  • Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательном учреждении вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.
  • Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся (ст. 49).
 
 
Подготовлено по материалам: Б. М. Бирюков. Юридический справочник школьника. 2006 год.
 
 
 

 

Право граждан на образование

 
  • Каждый имеет право на образование.
  • Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  • Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  • Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ)
  • Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР».
  • Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается сознанием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.
  • Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.
  • Государство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке.

    < Назад